Проблема высшего образования — непрозрачные схемы финансирования

Проблема высшего образованияНечеткие схемы финансирования, «ручное» управление бюджетными ресурсами, недостаточная развитость методик онлайн-образования, «хромающая» конкурентоспособность с европейскими вузами — это основные проблемные места украинской системы высшего образования по мнению экспертов. Об этом они говорили в рамках круглого стола «Финансирование высшего образования:  мировая практика и украинская действительность», который был организован Центром социально-экономических исследований CASE Украина 21 ноября в Одессе в пресс-центре «Паритет».

По объемам финансирования высшего образования в % ВВП Украина занимает одно из ведущих мест в Европе, на уровне скандинавских стран, которые традиционно лидируют в образовательных расходах. В среднем страны ЕС тратят 1,3% ВВП из государственного бюджета на высшее образование. В Украине в 2010 году этот показатель составил 2,3% ВВП, в 2011 и в 2012 – на уровне 2%.

Экономист CASE Украина Ирина Орлова в ходе своей презентации отметила, что согласно данным Государственного комитета статистики, на фоне общего распределения ресурсов украинское высшее образование получает значительную долю денежных средств от государства. «Но проблема заключается в том, насколько прозрачно эти деньги распределяются между университетами и насколько эффективно они используются вузами. В отличие от стран ЕС, где распределение государственного финансирования в большинстве случаев происходит четко и прозрачно, чаще всего на основе формулы, в Украине до сих пор действуют непрозрачные схемы финансирования, которые можно характеризовать как ручной режим распределения средств», — рассказывает эксперт.

Немного иную точку зрения высказал старший преподаватель кафедры мирового хозяйства и международных отношений Одесского Национального Университета им. Мечникова Михаил Борисов. Он заметил, что в Одесских ВУЗах на сегодняшний день происходит тотальное государственное недофинансирование, выражающееся в перебоях и так полунищенских зарплат преподавателей, задержках стипендий, отсутствии финансирования поездок на научные конференции и др. Педагог также констатировал, что уже не первый год по всей стране контрактники вносят плату за обучение не на банковские, а на казначейские счета вузов государственной формы собственности. «Это означает, что деньги, которые вузы зарабатывают за счет студентов-контрактников, поступают в государственный бюджет, а вузы их использовать не могут. Еще несколько лет назад за счет этих средств вузы выживали, сейчас мы этих денег не видим», — добавил представитель Одесского Национального Университета.

Согласен с коллегой и проректор по финансовой и административной работе Одесского Национального Медицинского Университета, Сергей Луцьков. Он видит основной проблемой сегодня поступление денег, заработанных вузами, в систему государственного казначейства. Такая система блокирует хозяйственную деятельность вузов. Но дело в том, что само казначейство только аккумулирует деньги поступающие, как на спецсчета вузов (деньги заработанные вузами), так и деньги, поступающие из госбюджета, но распоряжаться ими казначейство не может. «Распоряжается этими деньгами на свое усмотрение Правительство, в лице Министерства финансов. И действительно на сегодня эта ситуация очень сложная, так как вузы не могут воспользоваться своими же деньгами в системе казначейства, чтобы оплатить работы, услуги и т. д. На мой взгляд разрешить эту проблему может только Правительство, и решать ее нужно оперативно», — подытожил проректор.

 

Проректор по научной работе Одесского Национального Экономического Университета, Анатолий Ковалев, справедливо заметил, что сегодня существует проблема не только задержки зарплат и стипендий, но и проблема мизерного финансирования научных исследований университетов. «Как член экспертной комиссии при Министерстве образования, я могу сказать, что около 120 интереснейших исследовательских проектов были представлены в этом году на конкурс, но они не будут профинансированы Министерством даже частично — из-за недостатка средств, финансируются только темы, которые были начаты 2-3 года назад», — добавил проректор Одесского Национального Экономического Университета.

О том, что сегодня сокращается не только бюджетное финансирование вузов, но и финансирование частное (от студентов-контрактников), заметила старший научный сотрудник Одесского Национального Экономического Университета, Татьяна Королева. Ведь количество студентов поступающих в вузы сокращается: с 2010 года количество выпускников вузов превышает количество поступающих в вузы. «Это происходит по причине вступления в стадию демографического кризиса, то есть дети, родившиеся с середины 1990-х годов, когда рождаемость резко снизилась, сейчас достигли возраста абитуриентов. В связи с этим, вузы задались целью эффективно управлять теми ресурсами, которые к ним поступают. Мы разработали методику, направленную на эффективное управление денежными потоками и приглашаем наших коллег из других вузов с ней ознакомиться и определить возможности внедрения в своем вузе», — предложила старший научный сотрудник Одесского Национального Экономического Университета.

Смотреть в сторону высоких технологий советует независимый финансовый консультант OVB Holding AG, Евгений Дьяконов. Он обратил внимание на то, что сегодня вузы конкурируют с интернет обучением, такими онлайн системами, как, например, Coursera. «Университетам стоит задуматься о том, как выдерживать уже сегодня такую конкуренцию, и в чем их конкурентное преимущество», — советует он.

Солидарен с экспертом и представитель общественной организации «Вільна освіта», Дмитрий Войтко. Который заметил, что мировая практика такова, что уже не только топ университеты мира, но и многие другие присутствуют в онлайн системах образования, они таким образом привлекают к себе студентов. «Насколько украинские университеты готовы развивать направление онлайн образования? Особенно сейчас в ситуации с перебоями в бюджетном финансировании университеты должны начать привлекать к себе внимание, не ожидая, что студенты к ним придут сами», — резюмировал Дмитрий Войтко.

В свою очередь руководитель учебно-научного центра Одесской Национальной Академии Связи им. Попова, Виктор Русаловский, отметил актуальность проблемы конкурентоспособности украинских вузов. «В Одесской Национальной Академии Связи уже несколько лет есть программа обучения на английском языке, таким образом, мы привлекаем больше студентов, в том числе иностранных. Кроме того, мы не ждем, когда талантливые абитуриенты придут к нам сами, мы ищем их в школах. По согласованности с рядом школ города Одессы, мы открыли в этих школах, так называемые, IT-классы. В этих классах наши преподаватели, а также магистры, в рамках практики, проводят факультативные занятия для школьников», — сказал Виктор Русаловский.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here