Во всех отраслях техники, как и в мире спорта, идет непрерывное соревнование под девизом – выше, дальше, быстрее, и производители многотоннажных грузовиков не являются исключением. Правда, у них немного другие критерии: габариты, собственная масса и грузоподъемность.
Первым грузовиком, который без стеснения можно было назвать монстром, стал Титан – детище американской компании «Терекс», в прошлом одного из подразделений корпорации «Дженерал Моторс». Он был построен в 1978 году на заводе Sparwood ВС для работы на угольных шахтах компании Kaiser Resources Ltd., где и эксплуатировался до начала девяностых. Габариты этого колосса внушают уважение: масса – 235 тонн, длина – 20 метров (66 футов), высота с вытянутым/сложенным погрузочным резервуаром соответственно – 17,1/6,9 метра (56/22,6 футов), грузоподъемность – 315 тонн. Силовая установка была под стать размерам монстра и состояла из 16-ти цилиндрового ДВС рабочим объемом 169,5 литров и мощностью 3300 л.с., а также из 4 электромоторов, расположенных над задними колесами. До самого своего выхода «на пенсию» Титан был самым огромным грузовиком на планете. Сейчас он стоит на приколе в родном городе Спарвуд, поражая воображение зрителей своими размерами и мастерством его создателей.
Следующего гиганта породил сумрачный тевтонский гений, корпорация Liebherr представила в 2004 году модель LIEBHERR T282B. Уступая своему американскому предшественнику, LIEBHERR T282B был компактнее – 14,5/9/7,4 метров (длина, ширина, высота), но сильнее – 363 тонны грузоподъемности против 315 у американца. Но особым отличием немецкого супертяжеловеса служит максимальная скорость – грузовик общей массой 592 тонны ездит со скоростью 64 км/ч. Разумеется, современные технологии сделали его мощнее: 20-ти цилиндровый двигатель объемом «всего» 90 литров выдает 3650 л.с. мощности, а тормозная система обеспечивает надежное удержание автомобиля на горе с наклоном 15 градусов.
Неожиданный ход предприняла американская компания Caterpillar. После выпуска модели Caterpillar 797, обладающей 240 тоннами полезной грузоподъемности, ее отправили на глубокую модернизацию. Инженеры Caterpillar совместно с экспертами университета Carnegie Mellon задались целью создать на базе 797-й модели грузовик-робот, который будет получать груз, доставлять его на место и выгружать без помощи водителя.