Развитие мозга: есть ли различия между мальчиками и девочками?

различия между мальчиками и девочками

Даже в семьях, где пытаются бороться со стереотипами, связанными с различиями полов, девочки все-таки выберут розового пони, а не пожарную машину, а мальчишки, конечно, попросят у родителей купить машинку, а не куклу.

Почему так происходит? Нет никаких сомнений в том, что некоторые поведенческие реакции дети усваивают в процессе обучения. Однако чем старше становятся мальчики и девочки, тем заметнее различия между ними. Ученые предположили, что еще в утробе матери головной мозг мальчиков и девочек развивается по-разному, определяя то, какими они будут в детстве и во взрослой жизни.

etoyМожно ли говорить о том, что «мозг мальчика» и «мозг девочки» принципиально отличается?

Известно, что между мозгом мальчика и девочки существуют физиологические отличия – и в момент рождения, и когда дети подрастают. Однако как именно эти отличия влияют на их поведение – для ученых все еще загадка. Например, некоторые исследователи считают, что, вероятно, есть специфическая область головного мозга ребенка, которая определяет интерес мальчиков к движущимся предметам (машинкам, например) и интерес девочек ко всему, что связано с куклами – кормлению, заботе, уходу. Но что это за области мозга, еще предстоит выяснить.

Развитие мозга ребенка в утробе матери

Мальчик в утробе матери – это мини-машина по производству тестостерона. Когда мальчики рождаются, уровень тестостерона у них в крови соответствует уровню 25-летнего мужчины! С рождением количество мужского полового гормона все время уменьшается вплоть до момента полового созревания мальчика.

Тестостерон выполняет в организме множество функций. Он определяет развитие головного мозга ребенка, что называется, по мужскому типу. Ученые полагают, что этот гормон ослабляет связь между клетками мозга в одном его участке и укрепляет – в другом. Это и определяет то, что мальчикам как бы «от природы» одно дается лучше, чем другое.

В организме девочки в утробе матери так же образуется тестостерон, но его несравнимо меньше. Поскольку у девочек вырабатываются еще и женские гормоны, такие, как эстроген, тестостерон оказывает меньшее влияние на развитие их мозга. Другими словами, девочки обладают таким головным мозгом, который был бы и у мальчиков, если бы его не трансформировал тестостерон.

Сравнение головного мозга подросших мальчика и девочки

Когда мальчик и девочка появляются на свет, их головной мозг продолжает развиваться по-разному. УЗИ-обследование показывает, что некоторые области мозга у девочек растут быстрее, в то время как у мальчиков интенсивнее развиваются и растут другие участки мозга. Это показывает, что головной мозг мальчика и девочки одного возраста могут находиться на разных уровнях развития. Но они все время догоняют друг друга.

Размер головного мозга мальчика и девочки так же отличается. Мужской мозг в целом растет немного быстрее женского, хотя почему это происходит и как, в конечном итоге, проявляется ученым тоже пока не ясно. Некоторые исследования показывают, что у девочек лучше развиты области мозга, контролирующие развитие речи и эмоции. Часть мозга, соединяющая правое и левое полушария, у девочек так же больше. Некоторые ученые считают, что это различие объясняет тот факт, что девочки склонны использовать оба полушария для решения поставленных перед ними задач. Обнаружено так же, что в мужском мозге лучше развита область, контролирующая сильные эмоции, такие, как страх.

Впрочем, эти казалось бы небольшие различия в структуре мозга не обязательно означают, что у мальчиков проявляются способности в одной области, а у девочек – в другой. Головной мозг ребенка очень восприимчив и те области мозга, которые играют ключевую роль в развитии ребенка, растут или уменьшаются в зависимости от того, как они используются.

Отличаются ли способности мальчиков и девочек?

Девочки и мальчики демонстрируют примерно одинаковые возможности. Они, например, одинаково способны к математике. И то, что в школе математика лучше дается мальчикам – это результат влияния культурной среды, а не биологическая предрасположенность. Однако девочки лучше запоминают и воспроизводят большие объемы информации и лучше справляются с заданиями, где требуется ловкость пальцев и сообразительность. Мальчикам лучше даются задания на пространственное восприятие и мышление – например, они быстрее собирают кубики по заданному образцу.

То, что в ребенке заложено генетически – это только начало пути

Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что мозг – очень пластичная субстанция. Устойчивые связи между клетками мозга формируются в головном мозге ребенка вместе с новыми интересами, новыми навыками когда они читают, слушают, смотрят и учатся. Если сегодня девочка предпочитает играть с куклами, завтра она может выбрать конструктор или машинки. Когда девочка вырастет, возможно, она с еще большим удовольствием будет ездить на велосипеде и научится менять на нем цепь. Конечно, мальчик вряд ли будет готовить воображаемый чай для кукол, но он может научиться заботиться о домашнем питомце и позже стать хорошим отцом. Все всегда меняется.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here