Владимир Погорельчук: художник из эпохи возрождения.

Владимир ПогорельчукДизайнер общественного и жилого интерьера. Председатель Харьковской организации Союза дизайнеров Украины. Доцент кафедры дизайна Харьковской Государственной Академии Дизайна. Лауреат муниципальной премии имени В.Ермилова. Лауреат почетного знака Харьковской организации Союза дизайнеров Украины «Серебряная звезда». А еще Человек года 2006 города Харькова.

Что значит «дизайн» в Вашем понимании?

Я думаю, что первым дизайнером был Леонардо да Винчи, который являлся одновременно живописцем, инженером и конструктором. Он создал много технических проектов, которые опередили свое время. Дизайн сейчас требует, в общем-то, таких же глубоких знаний в разных сферах деятельности: строительных технологиях, эргономике, искусстве и т.д. Необходимо понимать и учитывать желания заказчика, сотрудничать с поставщиками, строителями, специалистами по инженерным коммуникациям. Дизайн ¬¬- это командная работа.
Если мы вспомним то время – 90-е, не было таких широких возможностей, все было тотальным дефицитом. Время однообразия, время непроффесионализма. Сейчас имеется больше возможностей заниматься проектированием, делая это качественно. Каждый объект – это большая работа профессионалов высокого уровня в своей области. Сейчас можно в каждом ценовом сегменте сделать хороший объект, так чтобы эта квартира или дом функционировали правильно, как один организм.

Владимир, Союз дизайнеров – это формальность или организация, имеющая практический смысл?

Сейчас очень многие называют себя дизайнерами, не имея профильного образования, опыта работы и комплексного понимания сути такого явления как дизайн.
Есть определенная процедура поступления в Союз Дизайнеров. Необходимо иметь портфолио, в котором отображается многолетняя практика и достижения в конкретной области дизайна, а так же рекомендации от ведущих дизайнеров, уважаемых членов союза.
Союз дизайнеров — общественная организация, своего рода — элитарный клуб, объединяющий профессионалов в разных областях дизайна. Членство в Союзе — высокий статус дизайнера.

Вам сложно делать проекты на заказ? Вы настаиваете на своих личных стилевых предпочтениях?Учитывая личные пожелания человека, нужно получить на выходе такой интерьер, который был бы гармоничным и удобным. Необходимо учитывать массу факторов, состав семьи и потребности каждого из ее членов. Интерьер – это в какой-то степени декорации для жизни. Проектируя для конкретного заказчика, учитывая его стилистические предпочтения, я воплощаю собственное видение данного пространства. Поэтому интерьеры всегда получаются разные, как и их владельцы.
Мне каждый интерьер нравится, но на сколько — понимаешь через время. Работая, чувствуешь вдохновение, душа поет. А так же, немаловажно взаимопонимание с заказчиком; чтобы ему тоже нравилось.

Меня заинтересовал интерьер квартиры, стилизованный под саванну, и конечно, имитация наскальных рисунков.

Там вдохновением послужили картины Сальвадора Дали – саванна, диван в виде бархана посредине, дерево как кактус. Разные специалисты обогащают объект: художники росписей, мастера мебели. Тогда возникают какие-то ассоциации, эмоциональный заряд. На том объекте, где наскальные рисунки, отправной точкой послужило увлечение хозяина коллекционированием различных этнических предметов. В процессе разговора я понял, что это для него очень важно: эти вещи ему дороги, он хотел бы их разместить в интерьере. Я предложил ему стилизовать квартиру в этническом направлении: бамбуковые элементы, ниши в стене, песчаник, камень – и в то же время современные технологии. Квартира нашпигована новейшей техникой, огромное панорамное остекление – пол Киева видно.

Кто Ваши заказчики, в основном?

Часто это люди, с которыми я уже работал. Мы уже раз проходили этот путь, им понравилось, и они обращаются с новыми объектами.

Насколько часто в Харькове сейчас обращаются к дизайнеру-профессионалу?

Как раз такая проблема существует: каждый может что-то сделать сам, правильно? На каком-то бытовом уровне, наверное, это возможно. То же самое – проектирование интерьеров – можно самому, экспериментировать на себе – это может быть, где-то удовольствие… Можно самому набивать шишки, портить материалы, потратить много времени и сил. А можно эти освобожденные средства потратить грамотно и профессионального, пригласив дизайнера. Каждый человек должен заниматься своим делом, прилагая свои силы к тому, что у него лучше всего получается.

Бывали случаи, когда Вы отказывались работать с конкретным заказчиком?

В принципе такие случаи были, и я считаю, что это нормально. Приятно решать задачи комплексные и большие. У меня была, когда-то ситуация: большая квартира, в центре города, здание конца девятнадцатого – начала двадцатого века. Хозяин квартиры хотел сделать hi-tech, все вырубить, выкинуть двери из красного дерева, лепнину хорошо сохранившуюся, поменять характер окон, которые выходят на фасад. Я сказал, что у меня не поднимается рука разрушить то, что люди долгое время бережно хранили и донесли до нашего времени в таком хорошем состоянии. И такие вещи сейчас – это, в общем-то, большая проблема. Не понимаю, когда меняются переплёты комнат, закладываются пол окна, портятся здания – общая концепция, решенная архитектором. По содержанию должно быть какое-то соответствие внешнего и внутреннего.
Было бы вообще хорошо бережнее относиться к историческому наследию. Даже если здания не несут исторической ценности, они создают определенную среду. И каждое вмешательство нарушает эту гармонию, теряется лицо города.
Отказываюсь, когда люди внутри семьи не решили какие-то противоречия. Лучше всё-таки подождать, пока они сами придут к внутреннему равновесию.

Интересно, как выглядит Ваше собственное жильё…

У меня старый дом, бывшая коммуналка, ее давно расселили. Я когда-то на двери под многими слоями краски увидел имя человека, который жил там в конце девятнадцатого века. Я узнал как можно больше об этом человеке и попытался воссоздать интерьер той эпохи. Скажем так, создал свою версию на эту тему.
Ещё такое увлечение – мне нравится дизайн автомобилей, хотя сам я не езжу за рулём. Если возвращаться к истокам, 30-е годы в развитии дизайна – это такой золотой век! Многие дизайнеры современных автомобилей вдохновлялись именно автомобилями 30-х. Это был расцвет автомобильных форм, период революционных решений. Мне всегда нравились автомобили BMW. Я реализовал свою детскую мечту, приобрел антикварный BMW тридцать восьмого года. Восстановить в оригинале автомобиль было невозможно, должно быть 90% оригинальных запчастей. Поэтому я решил сделать свою версию, пытаясь на протяжении многих лет справиться с этой задачей. К сожалению, специалистов, достойного уровня в этой сфере, пока нет. Поэтому проект медленно движется… в поиске своих героев.

Вы как преподаватель, чувствуете, что обучаете своих конкурентов? Какая вообще тенденция во времени? Способных людей больше?

В каждом поколение есть свои достойные люди, и это мы сможем узнать через время.
Сейчас у молодежи есть возможность участвовать во множестве дизайнерских акций, конкурсов. Недавно работу моего студента, занявшего 1-е место, отметил Карим Рашид – выдающийся дизайнер современности. Я только радуюсь успехам моих студентов. Приятно, что в этом есть моя заслуга.

Как вообще с конкуренцией в Вашей сфере?

Конкуренция в чистом виде не выражается. Мы дружим, встречаемся, рады друг друга видеть. Если что-то сделал непрофессионально, свои же товарищи об этом скажут. Поэтому надо всё делать на высоком профессиональном уровне. Имеет место здоровое соперничество.

Какие бы Вы отметили места в городе? Для отдыха, может быть, для покупок?

Если говорить, о покупках для создания комфортной среды – это Фридрих, Rimini, Favola di oro. А в плане отдыха мне нравятся такие зоны в городе, которые создают исторический типичный контекст.

В чем Ваша жизненная философия, в двух словах? Что Вы считаете важным?

Дизайн-это образ жизни!
Важна память, преемственность нескольких поколений. Почему в Италии делают мебель хорошо? Потому что и отец, и дед его этим занимались. Человеку уже на уровне генов передается мастерство. Наша история, к сожалению, вся построена на отрицании.
Думаю, счастье человека в том, чтобы профессия совпадала с хобби. Важно когда человек вкладывает в работу хорошую энергетику. Тогда ты получаешь удовольствие, принося радость другим. В этом – гармония.

Автор: Ярина Шевченко

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here